<< Russia Georgia News

Элисо Вирсаладзе


“Живое чудо, именно живое чудо!” – так восторженно выплеснулось впечатление одного из слушателей фортепианного вечера, в котором прозвучали сочинения Шумана и Шопена, Шуберта-Листа и Баха-Сен-Санса.
Многие называют встречу с Элисо Вирсаладзе музыкальным событием, в плену которого они остаются и сегодня.

Удивительное равновесие, гармония загадочного и хрупкого союза композитор – исполнитель – слушатель позволяет погрузиться в музыку “до оснований, до корней, до сердцевины”.
Высший артистизм – “неслыханная простота”, и забываешь о головокружительных пианистических трудностях, с восторгом и удивлением внимая тому, как впервые у тебя на глазах рождается музыкальное повествование, возвращающее давно известному фортепианному произведению первоначальную свежесть и глубину.
И, наконец, целебная, родниковая чистота и свежесть фортепианного звука, свойственная только ей, Элисо Вирсаладзе!

Грузинка по происхождению, Элисо Вирсаладзе воспитывалась в интеллигентной семье.
Её дедушка был врачом, а бабушка — Анастасия Вирсаладзе — выдающейся пианисткой и крупнейшим в Грузии педагогом, воспитавшим целую плеяду молодых исполнителей, в том числе и свою внучку Элисо Вирсаладзе.

«Мне очень повезло во всех смыслах, и не только в музыке: моя бабушка была моим первым педагогом и наставником.
Именно в семье я получила прекрасное воспитание и образование, — рассказывает Элисо Вирсаладзе, — музыкой я занималась с раннего детства и была, кстати, строптивой ученицей.
Не любила заниматься черновой работой — играть гаммы, этюды. Мне и так всё удавалось».

После Тбилисской консерватории она приезжает в Москву, в класс Г. Нейгауза и Я. Зака. С 17 лет принимает участие во множестве фестивалей и конкурсов, постоянно получая на них различные призы. И, наконец, в 1966 году становится абсолютной победительницей на конкурсе имени Роберта Шумана в Цвиккау (Германия). Ее интерпретации произведений немецкого композитора-романтика признаны эталонными. Именно за это Элисо Вирсаладзе была вручена в Цвиккау специальная премия имени Р. Шумана.

Когда Элисо Вирсаладзе училась в Московской консерватории у выдающегося профессора Генриха Нейгауза, он написал бабушке Анастасии Вирсаладзе:

«Я люблю и ценю вашу Элисо и от всей души желаю ей заслуженного успеха. Думаю, что мое чутье меня не обманывает».

Мастер не ошибся в своих ожиданиях. Играя на сцене, Элисо Вирсаладзе словно гипнотизирует зал. Она покоряет публику отточенной техникой, глубоким проникновением в содержание произведения. Её исполнение отличает живая, мгновенная реакция на эмоциональные оттенки любого музыкального материала, а безукоризненность стиля особенно тонко раскрывается в интерпретациях сочинений Моцарта.

В ней все совпало: талант и невероятная работоспособность, духовный аристократизм, изысканное воспитание и строгая требовательность к себе, стройность, элегантность внешнего облика и непоказная скромность.

Именно эта человеческая наполненность придает исполнительскому искусству Элисо Вирсаладзе неповторимую индивидуальность и высокую, окрыляющую силу воздействия. После ее концертов возвращаешься к обычной жизни обновленным, надышавшимся кислородом подлинного искусства.

И вспоминаются слова одного мудрого музыканта, профессора Петербургской консерватории Н. Перельмана: “Слова могут обмануть, поступки ввести в заблуждение, слава – затуманить подлинность события, но самая умелая фортепианная игра не скроет от опытного уха нравственные достоинства и недостатки исполнителя… Играть благородно, будучи неблагородным, невозможно, ибо искусство – это поступки”.
 Gutman-Virsaladze
Cимпатии российских слушателей Элисо Вирсаладзе завоевала своими выступлениями на Конкурсе имени Чайковского. Её игра была отмечена особой поэтичностью, романтической взволнованностью, обаянием, искренностью.

Все эти черты со временем не потускнели, а лишь помножились на приобретенный опыт и зрелое мастерство. Можно сказать, что сохранились и основные репертуарные пристрастия пианистки, хотя и они претерпели естественную эволюцию.

«По жизни так получается, что музыку каких-то композиторов я играю больше, чем других, — говорит Элисо Вирсаладзе. — В последние годы моя концертная и педагогическая жизнь так насыщена, что часто не можешь надолго сосредоточиться на одном композиторе.

Я с восторгом играю почти всех авторов XIX и первой половины ХХ века. Думаю, что композиторы, которые сочиняли в то время, практически исчерпали возможности рояля как музыкального инструмента. Кроме того, они все были и непревзойденными в своем роде исполнителями».
 Один из самых известных учеников Элисо Вирсаладзе - Борис Березовский
Артистическая карьера Элисо Вирсаладзе продолжается более четырех десятилетий. Как постоянно концертирующая пианистка она объездила весь мир, выступала на самых престижных сценах.

Об исполнительской манере Элисо Вирсаладзе музыкальные критики пишут следующее: играет она так, как может играть лишь человек, «знающий истину и абсолютно лишенный фальши в чувствах и звуках».

Её педагогическая деятельность связана с двумя городами: Москвой и Мюнхеном. И в Московской консерватории, и в Высшей школе музыки в Мюнхене она выпустила не один десяток молодых артистов. Многие из них заняли достойное место среди нового поколения пианистов.